5 процветавших городов, затопленных в эпоху СССР

Текущее положение Венеции, частично затонувшего города на территории Италии, демонстрирует нам возможности разрушительной силы природной стихии. Возникающие здесь с регулярной периодичностью наводнения с каждым годом всё сильнее уносят город под воду. Уже сегодня многочисленные эксперты формируют неутешительные прогнозы – вполне возможно, что к концу XXI столетия Венеция полностью погрузится в водный мир. Но удивительный итальянский город не является сегодня единственным объектом, столкнувшимся с проблемой стихийного наводнения.

На страницах мировой истории, как известно, ранее были запечатлены города и селения, полностью ушедшие под воду в связи с возникновением естественных или искусственных факторов. Подобная проблема, к слову, не обошла стороной и СССР в момент его существования.

Но затопление советских городов и деревень не было связано с образованием стихийных бедствий. Многие селения, как отмечают историки, ушли под воду во времена стремительного развития в СССР гидроэнергетической отрасли. Массовое строительство водохранилищ и искусственных резервуаров затопило в конечном итоге тысячи населённых пунктов. В их число вошли и некоторые значимые исторические объекты, наполненные ценными архитектурными памятниками. О наиболее интересных затопленных городах СССР расскажет ИНФОДОК.

Калязин

Калязин, расположенный на берегу Волги в Тверской области, ощутил относительно небольшие последствия наряду с другими затопленными городами из сегодняшнего списка. Так, организованное здесь строительство ГЭС поспособствовало возникновению наводнения, в результате которого 70% жилых зон были унесены под воду. Затоплению, как известно, подверглась историческая городская часть, в составе которой были размещены многочисленные памятники. Ценность ушедших под воду объектов можно легко подтвердить документами давней истории – первое селение на этом участке было образовано ещё во времена XII века. Затопление Калязина произошло во времена строительства Угличской ГЭС 1940 года.

Нахлынувшая водная стихия оставила на суше лишь несколько исторических домов и церквей. Знаменитый образ затопленного города предстаёт в виде ушедшего под воду Никольского собора. Расположенное недалеко от набережной строение в конечном счёте разобрали. В исторической целостности оставили лишь колокольню, выступающую в качестве яркого ориентира для проходящих здесь судов. Колокольня Калязина - это главный городской символ, посмотреть на который приезжают сегодня тысячи путешественников.

Ставрополь-на-Волге

Вряд ли каждый человек сегодня знает о том, что известный в современном мире город Тольятти имел кардинально отличное наименование в прошлом - Ставрополь-на-Волге. Историческая часть селения, однако, скрывается теперь под несколькими метрами воды. Причина обильного затопления заключалась в строительстве Жигулевской ГЭС 1957 года. Разработка водохранилища в конечном итоге сподвигала местное население на переезд – в те времена одноуровневый город умещал в себе свыше 10 тысяч человек. Затопленный город, к слову, мог похвастаться хорошо развитой инфраструктурой и промышленностью. Здесь размещались многочисленные заводы, фабрики, больницы, гостиницы и театры.

Стоит отметить, что проблема переселения в Ставрополе-на-Волге развила массовое недовольство в кругу местных жителей. Люди длительное время протестовали, отказываясь покидать родной дом. Первое добровольное согласие на переезд изъявил здешний сапожник. Решение по итогу было вознаграждено выделенной рабочей силой – бригада быстро разобрала дом специалиста и перевезла его на новое место. Остальным же жителям города оставалось надеяться только на себя. До момента затопления людям удалось вывезти свыше полутора тысяч домов.

Весьегонск

Очередной город Тверской области, представляет собой крайнюю северную точку региона, расположенную у Моложского залива. В былые времена этот город мог похвастаться поистине высокой торговой значимостью – в Весьегонск приезжали за рыбой, хмелем и солью. Сегодня же он представляет собой затопленную область, покинутую во времена строительства Рыбинской ГЭС 1940 года. Местное управление, однако, разработало рациональное решение, позволившее жителям с минимальными потерями покинуть обжитое место. Затопленный город был буквально перестроен. Такой вариант был положительно воспринят людьми – коренное население страдало от пагубных последствий половодья на реке Мологе.

Известна сегодня, однако, и другая часть истории, свидетельствующая о положительном влиянии речного ила на почву. Данный факт, вероятнее всего, стал причиной затяжного переезда жителей. Активный уход Весьегонска под воду был замечен в 1941 году. На момент затопления город успешно покинули 3 тысячи человек. Под обильным слоем воды оказалась вся историческая зона города. Здесь же располагалась и железнодорожная линия, которую так и не смогли в конечном итоге достроить. Современное напоминание о некогда существовавшем городе представлено в образе местной церкви и нескольких старинных домов, сохранившихся в северной зоне затопленного селения.

Молога

Молога – это, пожалуй, самый известный исторический город Ярославской области, ушедший под воду в ходе сооружения Рыбинского водохранилища. Наречённый в обществе «Русской Атлантидой» город имеет действительно ужасную и повергающую в шок историю. Молога, в отличие от прочих городов сегодняшнего списка, подверглась полному уничтожению. Проект Рыбинского водохранилища был утверждён управлением ещё в 1935 году. В будущее затопление Мологи, однако, практически никто не верил. Люди попросту не понимали, ради чего процветающий город, наполненный несколькими тысячами человек, должен уйти под воду. В Мологе, как известно, размещались ценные деревянные постройки, каменные дома и исторические церкви.

В преддверии строительства водохранилища все городские жители получали обязательные уведомления. Сообщения о принудительном переезде и разрушении города многие люди попросту игнорировали. Предполагалась, что первоначальные планы администрации не затронут зону расположении города – затоплению должны были быть подвергнуты лишь малые деревни и посёлки. Но последующие события, связанные с повышением мощности местной ГЭС, повлияли на рост уровня воды. В конечном итоге под водой оказалась и Молога. Дома, располагавшиеся в городе, разбирали и взрывали, дабы расчистить путь для будущего судоходства.

Корчева

Судьба Корчевы, исторического города Тверской области, отдалённо напоминает нам события Мологи. Территория селения подверглась затоплению в момент сооружения плотины на канале «Москва-Волга». Численность города в те времена насчитывала свыше 2 тысяч человек. Небольшой город, тем не менее, обладал достаточно развитой инфраструктурой – здесь располагались многочисленные образовательные учреждения, церкви, больницы и библиотеки. В Корчеве также находился ряд важных заводов по производству кирпичей и пряников. Строительство новых объектов, однако, вызвало необходимость разрушения города – работники уничтожали здешние дома и леса, расчищая будущий путь.

Лишь по итогу прошедшего затопления людям удалось выяснить погрешность инженерных расчётов – специалисты, как оказалось, допустили ошибку при расчёте верхней зоны затопления. Корчева и дальше могла бы существовать за счёт сооружения одной дополнительной дамбы. Затопленный город хранит воспоминания о себе в уцелевших останках Казанской церкви и каменного дома местного купца. Прежние же жители Корчевы нашли свой новый дом в расположенном неподалёку посёлке Конаково. Это селение изменило свой статус на городской тип в момент резкого увеличения своей численности.

 

 

 

Источник ➝

Восемь историй о легендарной «Волге» ГАЗ-21

Ее любили все, от Юрия Никулина до Юрия Деточкина. И судьба 21-й «Волги» такая же красивая, как и она сама.

Самые занимательные истории из жизни этого замечательного автомобиля.

Жуков и звезда

«Волги» самого первого и самого малочисленного выпуска 1957–1958 годов отличались звездой на решетке радиатора. И этим дизайнерским решением ГАЗ-21 обязан министру оборону Георгий Константиновичу Жукову. Во время госприемки маршалу не понравилось стилистическое оформление передка автомобиля, и он потребовал «все переделать».

По счастью, наспех созданная решетка со звездой Жукова удовлетворила полностью. 

Автомат для народа

Немногие знают, что согласно первоначальному замыслу 21-я должна была стать первым массовым советским автомобилем с автоматической коробкой передач. Машины первой и второй серии действительно оснащались АКП. Но их было очень мало. 

У «Волги», при относительно небольшом (2,5 литра) рабочем объеме и невысокой (70-75 л.с.) мощности четырехцилиндрового мотора, потери КПД приводили к заметному снижению динамики разгона и максимальной скорости, увеличивали расход бензина. 

Завод изготовил в общей сложности примерно 700 ГАЗ-21 с АКПП. 

Олень, который сбежал

Одна из самых, а впрочем, чего уж там, самая красивая накапотная фигурка советского времени — это олень, прыгающий с капота ГАЗ-21. Элегантный и стильный, этот аксессуар оказался и довольно опасным. В случае столкновения олень своими ногами больно бил несчастного пешехода. Поэтому на «Волгах» третьей серии (1962-1970) оленя уже не ставили. Это не мешало владельцам машины покупать фигурки в магазинах запчастей и гордо водружать их на «законное» место.

Быстрее, чем думаешь

Несмотря на сравнительно высокую массу и невысокую мощность (всего 70 л.с. на машинах первых лет выпуска), «Волги» часто появлялись на раллийных трассах. Правда, успеха ГАЗ-21 добивались не на «Монте-Карло» или «1000 озер», а там, где выносливость была важнее скорости. Например, в 1966 году «Волга» заняла престижное второе место абсолютного зачета на «Высокогорном ралли» в Эфиопии.

Вагон по особому распоряжению

Вместе с седаном ГАЗ-21 модельный ряд «Волги» составлял и универсал — ГАЗ-22. Вместительный и солидный «вагон» поставлялся на экспорт, часто с дизельными моторами Peugeot или Perkins. Самое же удивительное, что в Советском Союзе продажа «Волг"-универсалов частным лицам была запрещена. В стране опасались, что владельцы таких машин будут заниматься нелегальной предпринимательской деятельностью. Исключение делали лишь в особых случаях и для особых людей. Например, Юрию Никулину пришлось писать объяснительную, почему ему нужен именно ГАЗ-22.

Легенда догоняйки

Под вполне цивильной внешностью этого черного седана прячутся очень необычные потроха. Это ГАЗ-23 — «Волга», под капотом которой мощный V-образный восьмицилиндровый мотор от «Чайки». Такие делали для органов госбезопасности в качестве машин сопровождения и «догоняек». Если базовый ГАЗ-21 добирался до сотни только за полминуты с лишним, то 23-я набирала 100 км/ч за 16 секунд.

Рестайлинг, которого не было

За сравнительно небольшие по меркам советской легковушки 13 лет на конвейере 21-ю «Волгу» несколько раз планировали обновить. Но из этой затеи так ничего и не вышло. Машины всех выпускаемых серий очень похожи друг на друга. При том что свои варианты рестайлинга предлагали как в институте НАМИ (на фото вариант обновления «Волги» от дизайнера Эдуарда Молчанова), так и зарубежные ателье, включая итальянский Ghia.

Самая редкая версия

На вопрос, какой вариант «Волги» считать редким, ответить непросто. Тираж кэгэбэшных «догоняек» исчислялся десятками, если не сотнями, были еще единичные версии с полным приводом (включая универсалы), парадные кабриолеты, которые буквально вручную выпиливали на военных авторемонтных базах. Но, пожалуй, самой редкой стала вот эта грузопассажирская «Волга» ГАЗ-22А.

Один-единственный экземпляр фургона выставлялся на ВДНХ в 1958 году, но в серию он так и не пошел.

Спасибо

 

Во Франции попробуют использовать кровь червей для лечения коронавируса

Загружается...

Картина дня

))}
Loading...
наверх