Байкальские зарисовки - остров Ольхон

 

Всегда считал, что символом Байкала является, наряду с нерпой и омулем, что-то, связанное со словом «баргузин». Будь-то соболь, ветер или хребет. Именно туда и прокладывал я мысленно маршрут, когда собирался посетить Байкал.

 

фото: Fotolia.com

 

Поселок Давша, где расположена контора Баргузинского заповедника, представлялся самой манящей и желанной точкой на Байкале. И каково же было мое удивление, когда услышал от «байкальцев» фразу: «Кто на Ольхоне не бывал, тот Байкала не видал».

 

И мы отправились на Ольхон – самый большой остров Байкала, длиной около 73 км.

, шириной – до 15 км. Добраться сюда из Иркутска можно на маршрутке, что такое для Восточной Сибири 256 км. Доставку людей, техники, продовольствия на остров осуществляют два парома. Один возит легковые автомобили и их владельцев, другой – грузовые, но если на вахте знакомый, график и очередность, немного «ломается». Но это не беда, т.к. плавание на пароме занимает всего 20 минут, а ожидание своей очереди вполне скрасят многочисленные сувенирные лавки.

 

 

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

В переводе с бурятского «Ольхон» означает «немного лесистый». Действительно, лесов немного, дай Бог, 1/3 часть острова, да и та уменьшается с каждым годом из-за эрозии почвы (пески наступают) и лесных пожаров. Не знаю как по-бурятски «улыбка», но и такое название может острову подойти, учитывая, что на его долю выпадает всего 48 пасмурных дней в году.

 

Недостаток влаги здесь ощущается на каждом шагу. Пыль, дым лесных пожаров, высохшие мхи и лишайники, пожалуй, никого из старожилов острова уже и не удивляют. Как и дорога вглубь острова - чисто степная, с сусликами по обочинам.

 

 

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

«Степь, да степь кругом…», с видом на Малое море.

 

 

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Даже в самых смелых снах не смог бы отнести подобный ландшафт к Восточной Сибири.

 

 

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Дорога на г. Жима – самую высокую точку острова, 1274 метра. Дороги здесь, в основном грунтовые и только центральная трасса – с покрытием из щебня, но пригодна она, пожалуй, для езды на УАЗах, желательно «буханках» с максимально-возможным радиусом колеса. Вся другая техника – сплошь экстрим, как для техники, так и для людей. Тому, кто все это выдержал, предстоит сдать еще один экзамен по преодолению песчаных дюн. И с каждым годом песчаных «ловушек» становится все больше и больше.

 

 

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Трудно представить, что когда-то на этом месте была полноводная река и только остатки старой плотины свидетельствуют об этом.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Лиственница – поистине царица и красавица этих мест. В солнечный, ясный день в хвойном лесу невозможно надышаться. И приятный сюрприз – нет комаров и гнуса. Опять таки, влияние островного засушливого климата.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Гостиничный бизнес, да продажа сувениров, вот, пожалуй, две составляющие, на которых и «кормится» немногочисленное местное население. Промышленности фактически на острове нет, вся жизнь на привозном сырье. Но если с привозом все более или менее отлажено, то с утилизацией отходов проблема. И проблема животрепещущая.

 

Помойки забиты под крышу полиэтиленовыми тюками с мусором, выбрасывать валом запрещено – сильными ветрами все разносится на сотни метров вокруг, но и собранный мусор вывозить «на материк» некому. Зарплата водителя «мусоровоза» 7 т.р. – это не та должность, на которой работают «до гробовой доски».

 

И местные жители это прекрасно понимают, коль в одном из поселков вывесили плакат: «ЗАСРЕМ Байкал – федеральная программа для тех, у кого вместо головы ЖОПА. Возьми мусор с собой».

 

Надо отдать должное волонтерам, приезжающим сюда из различных регионов, но большей частью из Иркутска, чтобы помочь и санитарными проблемами и в борьбе с лесными пожарами. К сожалению, с каждым годом нагрузка на них возрастает, что напрямую связано с развитием туризма.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

А здесь есть, что посмотреть. К памятникам Природы Иркутской области отнесены: эоловые формы рельефа урочища «Песчанка», реликтовый ельник возрастом 200 лет, расположенный у подножия горы Жима (от бурятского эжен – «хозяин»), мыс Саган-Хушун («Белый мыс»), мыс Хобой («коренной зуб») и другие достопримечательности.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Мыс Саган-Хушун. Второе его название «Три брата».

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Красные лишайники – визитная «карточка» скал.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Вид на Малое море.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Странно было под лучами палящего солнца встретить цветущие растения.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Ольхонское разнотравье.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Манящая даль Ольхона в дымке лесного пожара.

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Шаманство, буддизм – составляющие Бурятии, которой принадлежит, пожалуй, большая часть Байкала. События последних лет показали, сколь бездумно на «заре становления и развития» Советской власти раздавались русские земли. Остается надеяться, что здесь благоразумие восторжествует, но «ухо надо держать востро», т.к. китайские туристы все чаще начинают говорить о бурятах, как об этнических китайцах и пока полушутя называть эти земли своими.

 

 

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Фрагмент мыса Хобой - «окно шаманов». Здесь же расположена площадка для проведения шаманских обрядов – таймаганов. Говорят, что в ясную погоду с самой высокой точки мыса Хобой можно увидеть Баргузинский хребет, до которого отсюда около сорока километров. Увы, нам не повезло, дымка таежного пожара лишила нас такой возможности, но ощутить знаменитый ветер-«баргузин» нам все же удалось.

 

Упругий, дующий с северо-востока с постоянной силой ветер, в этот жаркий день казался нам ласковым и любящим и, естественно, никаких раскатов бури из знаменитой песни мы не слышали. Мыс Хобой притягивает к себе не только потому, что это крайняя, северная точка острова.

 

Он – пересечение, что по вертикали, что по горизонтали всего Байкала. Это его сердцевина. И именно здесь ощущаешь все величие и мощь «славного моря, священного Байкала», воспетого в песнях, сказаниях и преданиях наших предков, завещавших беречь его, как «зеницу ока». Второго такого в мире нет, давайте не будем об этом забывать.

 

 

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

Завершая знакомство с островом, грех не совершить морскую, вечернюю прогулку, благо, что есть несколько пароходиков, совершающих двухчасовые рейсы от поселка Хужир – столицы Ольхона вдоль острова.

 

 

 

 

 


Фото: Любови Астаповой

 

«Славное море - священный Байкал».
На обратном пути, говоря Сибири – до свидания, в Иркутске обязательно нужно зайти в знаменитый квартал №130 (надеюсь, что со временем иркутяне придумают ему более поэтичное название). Гурманов приглашаю в уютную пивоварню при «Купеческом дворе», ничуть не уступающую подобным заведениям Праги или Берлина, для дегустации блюд таежной кухни. В частности, пельменей по таежному с печенью и папоротником, пирогов с черемухой и т.п.

 

 

 

 

 


 

 

Ну и, естественно, еще раз поклонившись на удачу, легендарному Бабру, несущему в пасти соболя – символу Иркутска, можно отправляться в аэропорт. Иркутский аэропорт, в своем роде, уникален. Он небольшой, но, естественно, уютный, а главное, что здесь можно приобрести все те сувениры, рыбу, опять таки, на любой каприз, и все это порой дешевле, чем мы накупили в той же Листвянке или Слюдянке. Пройдя по торговым точкам аэропорта, я поймал себя на мысли, что еще один круг и моя ручная кладь превратится в багаж. Так что путешествуйте налегке, наш Вам совет.

 

 

 

 

 


 

 

Самолет набирает высоту, под крылом необъятная Сибирь-матушка и вспоминаются пророческие слова М.В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью…». Прошлое России своей историей это подтверждает, а что в будущем… Дай-то, Бог, дай-то Бог…

 

Алексей Астапов

Источник ➝

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Обычно создателей художественных фильмов знают не только по именам, но и в лицо, но далеко не все мультипликаторы могли похвастаться известностью. Иван Иванов-Вано смог прославиться не только в нашей стране, но и за рубежом. Его называют создателем отечественной мультипликации, на его мультфильмах выросло не одно поколение детей. Один из его шедевров стал учебным пособием для студии Уолта Диснея, а по его учебнику учились мультипликаторы в середине ХХ века.

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

«Конёк-Горбунок»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Впервые мультфильм по поэтической сказке Ершова Иван Иванов-Вано снял в 1947 году.

По воспоминаниям мультипликатора, он увидел в произведении глубочайшую национальную идею. Работа над сказкой потребовала создания ярких образов и колоритных идей.

Своё вдохновение создатели мультфильма черпали в народных игрушках, русской архитектуре и обращались к старинным росписям тканей и прялок. Много внимания уделялось прорисовке мимики персонажей, ставшей в результате изюминкой всего фильма. В течение двух лет трудился коллектив, чтобы на выходе представить действительно шедевр мультипликации.

В 1975 году Иван Иванов-Вано переснял мультфильм, потому что выпустить сказку на экраны вновь не получалось из-за плохо сохранившегося негатива. Именно «Конёк-Горбунок» стал живым учебником для студии Уолта Диснея.

«Сенька-африканец»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Этот первый советский мультфильм вышел на экраны в 1927 году и был снят по мотивам сказки Корнея Чуковского «Крокодил». Художникам работать было трудно ещё и потому, что они делали самые первые шаги в мультипликации, поэтому для облегчения их работы рисованные сцены совмещали с обычными игровыми. Творческая группа долгое время не могла понять, как гармонично снять одновременно рисунок и игровой кадр, а потому вскоре они придумали особую технику трюковой съёмки.

Мультфильм, снятый по сценарию Якова Уринова и Даниила Черкеса, получился поистине уникальным: ожившая книга, главный герой, превратившийся из обычного мальчишки в нарисованного мультипликационного персонажа, – всё это было необычным и почти волшебным для 1927 года.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Будущий мультипликатор был ещё совсем крохой, когда из семьи ушел отец. Мама же трудилась белошвейкой и не имела возможности каждый день брать с собой сына на работу, поэтому вскоре Ивана на воспитание взяли родственники. Старшая сестра мамы Евдокия была замужем за художником Константином Спасским, оказавшим огромное влияние на развитие и становление племянника.

Иван Иванов создал свой кукольный театр и увлечённо рисовал для него декорации. Одной из сказок, которую он ставил ещё в семилетнем возрасте, была «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина.

А в 1951 году Иван Петрович Иванов-Вано выпустил на экраны удивительную в своей образности мультипликационную сказку. В этот раз вдохновение для создания ярких персонажей и характеров мультипликатор и его творческая группа нашли в произведениях Виктора Васнецова.
Иван Петрович гордился своим творением, в сказке ему удалось показать волшебную атмосферу, эпическую силу богатырей и милую русскую красоту царевны.

«Снегурочка»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Сказка, снятая по одноимённой пьесе Александра Островского, была представлена на суд зрителя в 1952 году. Её выходу на экраны предшествовала не только долгая и кропотливая работа, но ещё и погружение режиссёра в ту атмосферу и обстановку, где создавал своё произведение автор. Иван Петрович отправился в усадьбу «Щелыково», смог побродить по таинственному заповедному лесу, увидеть Ярилину гору и сказочные поляны.

Ещё до завершения работы над мультфильмом режиссёра упрекали в том, что рисованные персонажи не смогут передать глубокое содержание пьесы и тот смысл, который вкладывал в своё произведение Александр Островский. Но Иван Иванов-Вано упорно продолжал начатое и смог достичь необходимой гармонии между диалогами и движением, создав цельную картину, дополненную удивительной музыкой Николая Римского-Корсакова.

«Левша»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Трудно себе представить, но свою идею создать мультипликационный фильм по повести Николая Лескова Иван Петрович вынашивал почти тридцать лет. Его притягивал сочный колорит русского сказа, невероятная чистота и сила любви к народу и уважение автора к простому русскому человеку, его таланту и сердечности, широте души и щедрости сердца.

До появления этого шедевра в 1964 году ещё никто не показывал в мультипликационном фильме развитие характера героя. Мультипликатору удалось создать сразу три изобразительные темы, которые развивали каждая свою линию. Необыкновенный колорит народного праздника нашёл свое отражение в ярких Тульских сценах, на создание ледяной чопорности дворца и показ внутренней опустошённости придворных творческую группу вдохновляла гравюрная иллюстрация, а вот зарубежные и корабельные сцены помогли прорисовывать старинные английские гравюры.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх