Андрей * предлагает Вам запомнить сайт «Непутевые заметки»
Вы хотите запомнить сайт «Непутевые заметки»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Все о путешествиях и заморских сокровищах

10 НЕОБЫЧНЫХ МЕСТ НА ЗЕМЛЕ, …

10 НЕОБЫЧНЫХ МЕСТ НА ЗЕМЛЕ, КУДА ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО ПОПАСТЬ

21 июн, 11:59
+2 1
Величие песков Дубая на фотографиях

Величие песков Дубая на фотографиях

21 июн, 10:30
+2 2
СТЕКЛЯННЫЙ КОЛЬЦЕВОЙ МОСТ НА…

СТЕКЛЯННЫЙ КОЛЬЦЕВОЙ МОСТ НА ВЫСОТЕ 360 МЕТРОВ.

18 июн, 06:22
+6 2
Сейчас обсуждаем
10 НЕОБЫЧНЫХ МЕСТ НА ЗЕМЛЕ, КУДА ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО ПОПАСТЬ
21 июн, 11:59
+2 1
Величие песков Дубая на фотографиях
21 июн, 10:30
+2 2
СТЕКЛЯННЫЙ КОЛЬЦЕВОЙ МОСТ НА ВЫСОТЕ 360 МЕТРОВ.
18 июн, 06:22
+6 2
Неприятности туристов за последнее время
21 июн, 10:50
0 1
Катар: большие странности маленькой страны
22 июн, 19:00
0 1
Село Ошеть и тамошние люди (22 фото)
18 июн, 13:19
+3 1
Потрясающие дома, построенные вдали от цивилизации
28 апр, 23:01
+5 3
Казанский кремль
17 июн, 15:21
+6 1
Вулканы Камчатки
17 июн, 15:14
+3 1
Краков — наверное, лучший город Польши (38 фото)
16 июн, 02:04
+4 1

Сланцы. Город имени горной породы (60 фото)

развернуть

Сланцы. Город имени горной породы (60 фото)

Бывают такие города, названия которых прямо указывают на их происхождение. Один из них — город Сланцы на юго-западе Ленинградской области, в 18 километрах от Петербурга.

Сланцы. Город имени горной породы путешествия, факты, фото

Из названия ясно, что появился он благодаря сланцам — это горная порода такая. Город полностью советский: основан он в 1934 году как рабочий посёлок при месторождении горючих сланцев, получив статус города в 1949 году. Долгое время Сланцы носили гордое звание шахтёрской столицы Ленинградской области, но в наше время горючие сланцы здесь уже не добываются, поэтому экономически город депрессивен, хотя и более-менее продолжает жить за счёт ряда других предприятий. Население Сланцев сейчас насчитывает 33 тысячи жителей. В общем, осмотрим город подробно.

На подъезде к городу сначала из окна виден бывший сланцеперерабатывающий завод, а потом поезд приезжает к вокзалу Сланцы-Пассажирские. Здание вокзала — типовое, послевоенной постройки. С поезда в город идёт толпа пассажиров.

Интересно, что здесь не станция, а остановочный пункт — путь только один. А станция Сланцы (-Товарные) находится ещё на два километра дальше, и именно она является конечным пунктом поезда. На фото — вид обратно, в сторону Веймарна и Петербурга. Это фото сделано уже ближе к вечеру.

Напомню вкратце историю местных железных дорог. Сначала, в 1916 году, когда города тут и в помине не было, с севера на юг прошла магистраль Нарва - Гдов - Псков (и дальше на юг — Псков - Полоцк). После революции она стала тупиковой, когда участок до Нарвы был закрыт. В 194 году, когда Сланцы уже существовали, для связи с Ленинградом была построена ветка на Веймарн (по которой я сюда и приехал), после войны разрушенный участок Гдов - Псков не был восстановлен, и ветка стала заканчиваться в Гдове, а уже совсем недавно — в 213 году, был закрыт участок Сланцы - Гдов, и теперь она завершается в Сланцах.

А этот кадр я сделал ещё в мае 214 года, проезжая здесь на автобусе в Гдов. Вокзал с тех пор перекрасили, а кроме того, закрыли в нём автостанцию (здание выполняло две функции): теперь автобусы просто отправляются от остановки у вокзала, и проезд оплачивается водителю.

У вокзала сохранились характерные автобусные посадочные платформы:

А в 214 году ещё стояли вот такие раритетные столбики. Сейчас их убрали.

Кстати, моим упущением стало то, что я так и не сходил посмотреть ЖД мост через Плюссу, а также станцию Сланцы-Товарные. Дело в том, что эта станция находится на трассе исторической магистрали Нарва - Псков - Полоцк, то есть фактически является единственным по-прежнему действующим её отрезком.

Направимся теперь в город. От вокзала туда ведёт оживлённая улица Гагарина, которая является частью автодороги Кингисепп - Гдов - Псков. Я был в Сланцах в жаркий день в конце мая. Голубое небо, яркое солнце, и запах цветущей сирени по всему городу. В общем, атмосфера достаточно приятная, хотя порой становилось слишком жарко. В этом году вообще выдался на редкость жаркий и солнечный май, что для нашего Северо-Запада нетипично.

Кстати, что касается климата и географии. Сланцевский район — самый юго-западный в Ленинградской области. А как следствие, и один из самых тёплых. Но это проявляется не в тёплое время года, а, наоборот, зимой, когда температура воздуха в Сланцах и каком-нибудь Подпорожье на противоположном конце области может различаться градусов на десять.

Здесь протекает речка Кушелка — приток Плюссы, которую мы увидим позже.

Поликлиника с гербом города, на котором изображены терриконы и инструменты горной добычи:

В советской застройке Сланцев, появившейся после 196 года, сквозят типичные черты, выдающие Ленинградскую область, для которой вообще характерна довольно гармоничная позднесоветская застройка. Надо сказать, что хоть и город Сланцы более-менее на слуху среди питерцев, но мало кто здесь бывал: конечно, он не так удалён от Питера, как какое-нибудь Пикалёво, но находится в довольно глухом транспортном углу области, в стороне от основных путей сообщения.

Стоит рассказать сразу немного о планировке города. Дело в том, что он состоит из двух довольно слабо связанных друг с другом частей. Одна из них — это основная часть города, или, собственно, Сланцы, а вторая — район Большие Лучки, расположенный на отшибе, в трёх километрах восточнее.

Местные жители:

Начинается исторический центр города. У небольшой площади, куда приводит улица Гагарина, стоит сталинское здание больницы.

Своими историко-географическими особенностями Сланцы напоминают Бокситогорск на востоке области. Тоже горно-промышленный город с рудниками и отвалами, стоящий в окружении глухих лесов, и построенный с нуля в советские годы. Ещё до революции был открыт Прибалтийский сланцевый бассейн, часть которого находится в Эстонии, а часть в России. В 1926 году тут было разведано Гдовское месторождение горючих сланцев, спустя четыре года началась их добыча, построены шахты, а в 1934 году создан рабочий посёлок Сланцы, который уже после войны — в 1949 году, получил статус города. Тогда же был образован и Сланцевский район.

Рядом с больницей — памятник шахтёрам. Раньше он стоял у одной из шахт, потом его оттуда убрали, а в 216 году отреставрировали и поставили тут. На заднем плане — стенды с фото-историей города.

Параллельно Ленинградской области, сланцедобыча развивалась и в соседней Эстонии, где её центром стал город Кохтла-Ярве, а после присоединения её в 194 году к Советскому Союзу весь Прибалтийский сланцевый бассейн стал работать в связке, обеспечивая сланцами, в качестве дешёвого топлива, а также получаемым из них газом, электростанции Ленинградской области и Эстонской ССР: основным потребителем сланцев из Ленинградской области была Балтийская ГРЭС возле Нарвы, построенная в начале 196-х. Кроме того, здесь в 1952 году был пущен в эксплуатацию сланцеперерабатывающий завод, производивший продукцию нефтехимической отрасли (поскольку сланцы по составу родственны нефти) — сланцевое масло, ароматические углеводороды, смолы, и тому подобное. Но после распада СССР Сланцы стали депрессивным моногородом: на фоне общего упадка промышленности в стране, по нему ударило появление новой государственной границы, разорвавшее промышленную цепочку — Балтийская ГРЭС, оставшаяся в Эстонии, от местного сланца отказалась, предпочтя эстонский. Продолжать добычу на таких условиях было всё менее выгодно, и даже местный завод был не в состоянии это исправить. В итоге во второй половине 2-х годов давно дышавшая на ладан добыча горючих сланцев здесь окончательно прекратилась. Население города за постсоветские годы сократилось с 43 до 33 тысяч жителей, и более-менее спасают ситуацию два цементных завода — один из них действует ещё с начала 196-х годов, а другой построен в 21 году. Именно они теперь и есть основные предприятия города. Есть ещё небольшой деревообрабатывающий комбинат.

При всех экономических сложностях, внешне город выглядит достаточно прилично. Центр его являет собой сталинский соцгород, с малоэтажками и большим количеством зелени. Вдалеке виден стадион "Шахтёр".

С юга на север центр проходит улица Кирова, перспективу которой замыкает церковь. А среди высоких тополей, вполне возможно, что есть и ровесники города.

Главное, что ветвистые кроны этих деревьев создают тень, приятную в жаркую погоду.

А дворы украшают кусты цветущей сирени:

Кстати, ещё одно предприятие (ныне уже не действующее), прославившее город в советские времена — это завод "Полимер", где производились резиновые изделия. В том числе и продававшиеся по всему Союзу резиновые тапки, на которых ставилось клеймо "Сланцы", обозначавшее город производства. Советский массовый потребитель решил, что это название этого вида обуви, и слово "сланцы" обрело ещё одно значение. Я даже помню, как в детстве, ещё в дошкольном, кажется, возрасте, услышав его, удивился, почему шлёпанцы называются как город в Ленинградской области. Про горючие сланцы я в тот момент ещё, конечно, не знал, но об этом городе, с моим интересом к разглядыванию карт, не знать не мог.

Пересечение улиц Кирова и Ленина — главный перекрёсток города:

Западнее его улица Ленина выглядит вот так:

Симпатичный ДК горняков (1957 год):

Напротив — здание тех же лет с полуротондой. Изначально это был ресторан, а теперь его занимают магазины.

А в другую сторону по улице Ленина — застройка уже более поздних лет. Главное, что бросается в глаза — перспективу улицы замыкает какой-то причудливый холм. А это не что иное, как промышленные терриконы. В ближних окрестностях города таких довольно много. В основном это отвалы добычи породы, расположенные возле шахт, но здесь — отвалы сланцеперерабатывающего завода.

Немного деталей. Библиотека с портретами участников войны ­— родственников жителей города.

Литературный велосипед:

Была шахтёрская, а теперь библиотечная!

В одном из дворов:

А вот этот плакат меня ввёл в лёгкий ступор. Конечно, в первые секунды можно удивиться, решив, что этот город бережно хранит такие раритеты, но понятно, что за четверть века плакат бы давно выцвел. Как потом выяснилось, в прошлом году здесь снимали какой-то фильм, где действие происходит в позднесоветском Ленинграде, а реквизит после съёмок так и оставили.

На восточной окраине есть десятиэтажные дома гатчинской 121-й серии, а с недавнего времени ещё и гипермаркет "Магнит" (довольно неожиданно для города, в котором чуть больше 3 тысяч). Правее этого кадра уже начинается лес, который вскоре сменяют показанные выше отвалы.

Здесь же, у края — заброшенный недострой. Дом начали возводить где-то в начале 9-х. Я во всём городе ни одной жилой новостройки не обнаружил.

Посмотрим в обратную сторону. С западной стороны в перспективе улицы Ленина возвышается отвал шахты имени Кирова (от зума на фото он кажется выше, чем есть на самом деле, но в реальности он не настолько высокий, и не так близко). На него, кстати, можно подняться и обозреть город с высоты, но я туда не ходил.

Пройдём теперь на север по улице Кирова:

Некоторые здания построены явно ещё до войны, но цельного довоенного ансамбля не сохранилось:

Особенно вот этот дом мне понравился:

А на одном доме позднесоветской постройки сохранился вот такой интересный артефакт:

В конце улицы находится церковь Серафима Саровского, которую я уже показывал издалека. Построена в конце 2-х.

Рядом с ней — довольно большой мемориал Великой Отечественной войне, с именами бойцов, погибших в боях за эти места. Город находился в оккупации с 17 июля 1941 по 2 февраля 1944 года.

Рядом — памятник сланцевчанам, погибшим в Афганистане и Чечне:

Обратно к улице Ленина я шёл дворами:

В одном из них нашлась какая-то церковь христиан веры евангельской. Вот удивились бы этому первостроители города.

В сквере ещё один военный памятник. Посвящён он местным партизанам.

А напротив — памятник комсомольцам-строителям города:

Я вернулся на улицу Ленина, которая ведёт на мост через реку Плюссу. На мосту в тот момент было небольшое ДТП. На заднем плане видно бывшее управление шахты имени Кирова, а за ним — уже показанный террикон этой самой шахты.

Плюсса здесь выглядит так. Это взгляд вверх по течению. Течёт эта река из болот на севере Псковской области, где на ней стоит одноимённый районный центр. А Сланцы являются единственным городом на этой реке.

И взгляд вниз по течению. Тут уже недалеко до устья. По идее, Плюсса является притоком Наровы, впадающей в Финский залив, но по факту теперь она впадает в Нарвское водохранилище, образованное в 195 году плотиной Нарвской ГЭС.

За мостом через Плюссу — развилка автодороги. Налево уходит дорога на Гдов и Псков, направо — дорога по различным населённым пунктам Сланцевского района, разной степени глухоманности и близости к государственной границе. А главное здесь — здание управления шахты имени Кирова. Это была самая первая шахта в городе, начавшая работу в 1934 году. Сейчас в этом здании какие-то государственные учреждения.

У бывшей шахтной проходной стоит памятник Кирову. Он тут почитается как основатель города, поскольку, будучи руководителем Ленинградской области, курировал развитие сланцевой промышленности.

А вот памятник шахтёру у правого флигеля:

Я повернул направо и пошёл в деревню Большие Поля, немного ознакомившись с ближними окрестностями города, но об этом будет отдельный пост. Теперь отправимся в Большие Лучки, куда я съездил уже после возвращения в город. Это, как уже говорилось, сильно удалённый от основной части города район на восточной окраине.

До придания Сланцам статуса города, то есть до 1949 года, Большие Лучки были отдельным рабочим посёлком. Да и сейчас они воспринимаются как отдельный населённый пункт. Во-первых, здесь отдельный сталинский соцгород, а во-вторых, какая-то совсем другая атмосфера. В кадре — улица Ломоносова, главная в районе.

Лучки возникли сперва как отдельный от города пришахтный посёлок, позже став соцгородом сланцеперерабатывающего и цементного заводов, которые расположены поблизости отсюда. Если собственно Сланцы, несмотря на все экономические трудности, выглядят довольно оживлённо, то в Лучках всё наоборот — улицы запущенные и малолюдные, и кругом какая-то тишина. Ну а застройка — всё те же характерные сталинские малоэтажки.

В целом, пожалуй, этот район выглядит как Питер во времена моего детства.

Гостиница цементного завода. Вроде как и сейчас принадлежит владеющей им компании.

Пустынная площадь, от которой несколько улиц расходится веером. Справа виден типовой кинотеатр, который сейчас, как ни странно, занимает ЗАГС.

На вид, вроде, типичный зелёный соцгород с налётом запустения. Но надо сказать, что Лучки произвели на меня тягостное впечатление. Район сильно контрастирует с основной частью города. Даже на мой непритязательный взгляд, он выглядит мрачно. Запустение сильное: улицы разбитые, дома обшарпанные, и даже местами полузаброшенные, да и процент маргинального контингента немаленький. В сочетании с очень малым количеством машин (не знаю, почему), всё это создаёт ощущение возврата лет на пятнадцать назад. Хотя, с другой стороны, здесь же я видел, как дети спокойно гуляют одни по улице.

Главная площадь района — площадь Ленина. Здесь стоит ДК сланцеперерабатывающего завода — типовой проект архитектора Барташевича, да ещё и с советской вывеской, а перед ним — памятник Ильичу. Как ни странно, в основной части города его нет.

По углам площади стоят два симметричных дома 1958 года постройки с полукруглыми башнями. Точно такие же есть в Бокситогорске. И, кстати, ДК там такой же, так что получился идентичный архитектурный ансамбль.

Состояние обоих домов оставляет желать лучшего:

Ещё в Лучках есть заброшенный кинотеатр:

 


Источник →

Ключевые слова: Путешествия
Опубликовано 13.06.2018 в 15:33

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
И едем дальше
Жилые гаражи в Сочи
24 июн, 18:26
0 0
Традиционная свадьба в Северной Монголии
24 июн, 13:41
0 0
Древние гиганты Земли на снимках фотографа Бет Мун
24 июн, 13:00
0 0
Остров Мальорка
24 июн, 10:15
0 0
Мертвое море
23 июн, 22:26
0 0
Катар: большие странности маленькой страны
22 июн, 19:00
0 1
В Макао открылся уникальный футуристический отель с экзоскелетом
22 июн, 18:49
0 0
Хабаровск с высоты: город на пятитысячной купюре
22 июн, 10:52
0 0
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе (37 фото)
22 июн, 10:48
0 0
Щёлково. Город у поворота (55 фото)
22 июн, 10:43
0 0

Последние комментарии

Александр Фесенко
Надоть  ехать!!!
Александр Фесенко 10 НЕОБЫЧНЫХ МЕСТ НА ЗЕМЛЕ, КУДА ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО ПОПАСТЬ
Александр Фесенко
светлана егорова
много желающих пощекотать нервы
светлана егорова СТЕКЛЯННЫЙ КОЛЬЦЕВОЙ МОСТ НА ВЫСОТЕ 360 МЕТРОВ.
Исара Исарова
Да, неприятно, когда так-то...
Исара Исарова Неприятности туристов за последнее время
Александр Второй
это хуже снега
Александр Второй Величие песков Дубая на фотографиях
Подземный мир, обнаруженный случайно

Подземный мир, обнаруженный случайно

18 мар 15, 15:06
+978 164
Германия. Кельн. Выставка ка…

Германия. Кельн. Выставка камелий...без дамы.

4 сен 12, 23:07
+848 130
Райские острова Карибского моря

Райские острова Карибского моря

12 ноя 12, 23:40
+809 118
Невероятное умение сов остав…

Невероятное умение сов оставаться незамеченными

14 окт 12, 20:55
+745 93
Тамбов, самый умирающий горо…

Тамбов, самый умирающий город России.

30 авг 12, 20:55
+708 188
10 самых маленьких стран

10 самых маленьких стран

29 окт 12, 16:34
+699 59
МОРЕ, СОЛНЦЕ, КРАСОТА. Среди…

МОРЕ, СОЛНЦЕ, КРАСОТА. Средиземное море, Аланья, Турция

27 июн 12, 16:13
+686 255
О, Рио, Рио!!! Или...Мечты с…

О, Рио, Рио!!! Или...Мечты сбываются!

3 окт 12, 11:03
+674 139
Осенний Париж. Путевые заметки

Осенний Париж. Путевые заметки

25 окт 12, 18:06
+652 111
Германия.Кенигсвинтер.Замок …

Германия.Кенигсвинтер.Замок "Драхенбург".

11 авг 12, 13:04
+652 135