Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

Рядом с Махамуни пагодой в Мандалае, где находится прижизненная статуя Будды, буквально через дорогу располагаются мастерские каменотёсов. Под визг болгарок в клубах белой пыли местные ремесленники каждый день вырезают из камня настоящие шедевры, что после найдут своё место в многочисленных храмах страны.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

 

 

Мы попросили нашего водителя подождать в сторонке ещё минут 20 и углубились в возникший прямо на узкой улочке своеобразный парк скульптур. Будды предстали нам в разной степени готовности: от только грубо обтёсанных заготовок до уже полностью отполированных и готовых в любой момент покинуть мастерскую скульптур.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Как известно, Будда обрёл просветление, погрузившись в медитацию под деревом бодхи. Обнаружить в тени дерева множество скульптур довольно символично.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Но не только Будд вытёсывают бирманские умельцы. Мифические львы-чинте обычно охраняют вход в пагоды, устанавливают их традиционно парами.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Довольно много встретилось скульптур Будд без лица. В Тибете и Непале, к примеру, я не раз видел, что фигурам будд и бодхисаттв завязывают лентой лица, чтобы не каждый мог их увидеть. Видимо, снимают ленту, когда фигура уже куплена и установлена в домашнем святилище или храме. Но мы ведь находимся в Мьянме, здесь исповедуют иную традицию буддизма.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Да и скорее всего вырезание лица Будды – отдельная специализация, так что не каждому мастеру доверяют данную практически финальную процедуру в создании статуи.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Работают бирманцы без каких-либо средств защиты дыхательных путей, без спецодежды, и о берушах как будто никогда тоже не слышали. Стоящая столбом пыль оседает на руках, голове, лице и одежде рабочих.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Основные работы производятся, на удивление, болгаркой. Где же зубило и молоток? И как кажется, всё делается на глаз: ни чертежей, ни даже хоть маломальских эскизов мы не заметили.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Вообще в буддизме существуют строгие пропорции изображения Будды. Изучают ли их где-то бирманские ремесленники или умение копировать увиденное уже доведено до автоматизма?

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Безликие Будды выглядят немного жутковато, согласитесь?

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Пока ещё видны следы инструмента – статуя ожидает финальной полировки.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Мельчайшие детали и узоры вырезают с помощью фрез, охлаждая и камень, и саму фрезу в воде.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Здесь же в Мандалае в пагоде Кутодо находится самая большая книга в мире – свод священных буддийских текстов Трипитака выгравирован на мраморных плитах. Требуется много часов тончайшей и кропотливой работы, чтобы заполнить текстом одну плиту, а Кутодо их аж 730. Подобные плиты можно видеть во многих храмах Мьянмы.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Один из тех ремесленников, кому доверено вырезать лицо Будды. Ведь одно неловкое движение, соскочит диск болгарки – и скульптуру можно отправлять в утиль.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Тонкая доводка и оконтуривание лица. У мастера вряд ли есть категория или бумажка о подтверждении высокой квалификации, он просто погружён в работу и не отвлекается на глазеющих на его труд иностранцев с камерами.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Законченные статуи ожидают покупателей или уже даже готовы к транспортировке. Некоторые статуи иногда красят, но чаще всего камень или мрамор ничем не покрывают.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Водитель ждал, чтобы отвезти нас дальше к известным достопримечательностям Мандалая, но мастерские каменотёсов и возможность сделать интересный репортаж захватили меня целиком и полностью.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

По соседству с каменотёсами создаются статуэтки из металла. Продавцы, заметив наш интерес, даже выбежали из лавки на улицы, надеясь, что нам захочется увезти одну из птичек с собой.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Редко встречались в пагодах подобные столбики, но видимо, спрос на них хороший, раз такими поленницами лежат.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Большинство статуй небольшие, ниже роста человека, но над мастерскими возвышалась одна исполинская, высотой несколько метров.

 

Как вырезают каменные скульптуры в Мьянме

 

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Обычно создателей художественных фильмов знают не только по именам, но и в лицо, но далеко не все мультипликаторы могли похвастаться известностью. Иван Иванов-Вано смог прославиться не только в нашей стране, но и за рубежом. Его называют создателем отечественной мультипликации, на его мультфильмах выросло не одно поколение детей. Один из его шедевров стал учебным пособием для студии Уолта Диснея, а по его учебнику учились мультипликаторы в середине ХХ века.

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

«Конёк-Горбунок»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Впервые мультфильм по поэтической сказке Ершова Иван Иванов-Вано снял в 1947 году.

По воспоминаниям мультипликатора, он увидел в произведении глубочайшую национальную идею. Работа над сказкой потребовала создания ярких образов и колоритных идей.

Своё вдохновение создатели мультфильма черпали в народных игрушках, русской архитектуре и обращались к старинным росписям тканей и прялок. Много внимания уделялось прорисовке мимики персонажей, ставшей в результате изюминкой всего фильма. В течение двух лет трудился коллектив, чтобы на выходе представить действительно шедевр мультипликации.

В 1975 году Иван Иванов-Вано переснял мультфильм, потому что выпустить сказку на экраны вновь не получалось из-за плохо сохранившегося негатива. Именно «Конёк-Горбунок» стал живым учебником для студии Уолта Диснея.

«Сенька-африканец»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Этот первый советский мультфильм вышел на экраны в 1927 году и был снят по мотивам сказки Корнея Чуковского «Крокодил». Художникам работать было трудно ещё и потому, что они делали самые первые шаги в мультипликации, поэтому для облегчения их работы рисованные сцены совмещали с обычными игровыми. Творческая группа долгое время не могла понять, как гармонично снять одновременно рисунок и игровой кадр, а потому вскоре они придумали особую технику трюковой съёмки.

Мультфильм, снятый по сценарию Якова Уринова и Даниила Черкеса, получился поистине уникальным: ожившая книга, главный герой, превратившийся из обычного мальчишки в нарисованного мультипликационного персонажа, – всё это было необычным и почти волшебным для 1927 года.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Будущий мультипликатор был ещё совсем крохой, когда из семьи ушел отец. Мама же трудилась белошвейкой и не имела возможности каждый день брать с собой сына на работу, поэтому вскоре Ивана на воспитание взяли родственники. Старшая сестра мамы Евдокия была замужем за художником Константином Спасским, оказавшим огромное влияние на развитие и становление племянника.

Иван Иванов создал свой кукольный театр и увлечённо рисовал для него декорации. Одной из сказок, которую он ставил ещё в семилетнем возрасте, была «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина.

А в 1951 году Иван Петрович Иванов-Вано выпустил на экраны удивительную в своей образности мультипликационную сказку. В этот раз вдохновение для создания ярких персонажей и характеров мультипликатор и его творческая группа нашли в произведениях Виктора Васнецова.
Иван Петрович гордился своим творением, в сказке ему удалось показать волшебную атмосферу, эпическую силу богатырей и милую русскую красоту царевны.

«Снегурочка»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Сказка, снятая по одноимённой пьесе Александра Островского, была представлена на суд зрителя в 1952 году. Её выходу на экраны предшествовала не только долгая и кропотливая работа, но ещё и погружение режиссёра в ту атмосферу и обстановку, где создавал своё произведение автор. Иван Петрович отправился в усадьбу «Щелыково», смог побродить по таинственному заповедному лесу, увидеть Ярилину гору и сказочные поляны.

Ещё до завершения работы над мультфильмом режиссёра упрекали в том, что рисованные персонажи не смогут передать глубокое содержание пьесы и тот смысл, который вкладывал в своё произведение Александр Островский. Но Иван Иванов-Вано упорно продолжал начатое и смог достичь необходимой гармонии между диалогами и движением, создав цельную картину, дополненную удивительной музыкой Николая Римского-Корсакова.

«Левша»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Трудно себе представить, но свою идею создать мультипликационный фильм по повести Николая Лескова Иван Петрович вынашивал почти тридцать лет. Его притягивал сочный колорит русского сказа, невероятная чистота и сила любви к народу и уважение автора к простому русскому человеку, его таланту и сердечности, широте души и щедрости сердца.

До появления этого шедевра в 1964 году ещё никто не показывал в мультипликационном фильме развитие характера героя. Мультипликатору удалось создать сразу три изобразительные темы, которые развивали каждая свою линию. Необыкновенный колорит народного праздника нашёл свое отражение в ярких Тульских сценах, на создание ледяной чопорности дворца и показ внутренней опустошённости придворных творческую группу вдохновляла гравюрная иллюстрация, а вот зарубежные и корабельные сцены помогли прорисовывать старинные английские гравюры.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх