Отражаясь в Оке и в веках

В сентябре нынешнего года в старинном городе на Оке – Касимове состоялись торжества, посвящённые столетию начала формирования коллекций местного историко-культурного музея-заповедника. Это собрание артефактов поражает своим разнообразием и ждёт дальнейших исследований.

Посетив в один из погожих летних дней главный музей уютного рязанского городка, мы воочию убедились как в богатстве его фондов, так и в том, что касимовский музей шагает в ногу со временем, используя современные медийные технологии для продвижения историко-культурного потенциала провинциальной России.

Музей в Касимове – во многом удивительный. Начнём с того, что расположен он в старинном и роскошном трёхэтажном купеческом особняке некогда знатного касимовского семейства Алянчиковых. В этом родовом гнезде с портиками, колоннами, бельведером и огромным хозяйственным двором, построенном в самом центре города разбогатевшим на винных откупах купеческим семейством, несколько поколений Алянчиковых, сменяя друг друга, прожили почти весь девятнадцатый век. По весьма популярной версии этот огромный дом был построен по проекту Ивана Сергеевича Гагина (1771–1844), уникального в своей самобытности касимовского архитектора-самоучки. Кстати, по его же чертежам был сформирован и ансамбль касимовской Соборной площади с торговыми рядами. Кстати, музей делит дом Алянчиковых (хотя хочется назвать его скорее дворцом, настолько он огромен) с жилыми квартирами, расположенными в его флигелях. И хоть и говорят, что человек ко всему привыкает, но жить по соседству с музеем – ощущение наверняка особенное.

Знакомясь с находящимися внутри музейными сокровищами, посетитель найдёт для себя немало интересных и любопытных диковин из прошлого. Вот деревянная резная фигура монаха-летописца из усадьбы купцов Барковых. Невероятно, но в советское время многие годы эта объёмная скульптура стояла в Ханской мечети! Ныне же в мечети расположена музейная экспозиция, посвящённая культуре и быту касимовских татар. А в тёплое время года любой желающий может подняться по узким старинным каменным ступеням на двухъярусный минарет XVI века с остроконечным, стрельчатым куполом, с которого открывается потрясающий вид на окрестности города.

А вот самый что ни на есть настоящий трон, на котором сидела последняя правительница удельного Касимовского царства Фатима-Султан (1679–1681), женщина воинственная и грозная. Хотя по современным меркам троном это «кресло» можно назвать с большой натяжкой. Правила Фатима-Султан сурово, а развлекаться любила тем, что для торжественного выезда в свет впрягала в свою повозку представителей знатных семейств города. Красивая легенда повествует нам о том, что когда настала очередь впрягаться в повозку для очередных представителей знатного касимовского татарского рода, они взбунтовались, отказавшись подвергать себя унижению. Тогда в гневе Фатима-Султан назвала их «алянами», что значит «непокорные». По старинному преданию, именно от тех «алянов» и пошёл касимовский род Алянчиковых, в доме-дворце которого находится теперь музей. Действительность же, как нам рассказала научный сотрудник касимовского музея Александра Солодовникова, оказалась, как это часто бывает, куда более прозаичной: в первую купеческую гильдию Алянчиковы были включены в 1807 году. А во время правления Фатимы-Султан они считались, скорее всего, самыми что ни на есть обычными горожанами.

Дмитрий Зелов

Фото автора

 

Источник ➝

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Обычно создателей художественных фильмов знают не только по именам, но и в лицо, но далеко не все мультипликаторы могли похвастаться известностью. Иван Иванов-Вано смог прославиться не только в нашей стране, но и за рубежом. Его называют создателем отечественной мультипликации, на его мультфильмах выросло не одно поколение детей. Один из его шедевров стал учебным пособием для студии Уолта Диснея, а по его учебнику учились мультипликаторы в середине ХХ века.

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

«Конёк-Горбунок»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Впервые мультфильм по поэтической сказке Ершова Иван Иванов-Вано снял в 1947 году.

По воспоминаниям мультипликатора, он увидел в произведении глубочайшую национальную идею. Работа над сказкой потребовала создания ярких образов и колоритных идей.

Своё вдохновение создатели мультфильма черпали в народных игрушках, русской архитектуре и обращались к старинным росписям тканей и прялок. Много внимания уделялось прорисовке мимики персонажей, ставшей в результате изюминкой всего фильма. В течение двух лет трудился коллектив, чтобы на выходе представить действительно шедевр мультипликации.

В 1975 году Иван Иванов-Вано переснял мультфильм, потому что выпустить сказку на экраны вновь не получалось из-за плохо сохранившегося негатива. Именно «Конёк-Горбунок» стал живым учебником для студии Уолта Диснея.

«Сенька-африканец»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Этот первый советский мультфильм вышел на экраны в 1927 году и был снят по мотивам сказки Корнея Чуковского «Крокодил». Художникам работать было трудно ещё и потому, что они делали самые первые шаги в мультипликации, поэтому для облегчения их работы рисованные сцены совмещали с обычными игровыми. Творческая группа долгое время не могла понять, как гармонично снять одновременно рисунок и игровой кадр, а потому вскоре они придумали особую технику трюковой съёмки.

Мультфильм, снятый по сценарию Якова Уринова и Даниила Черкеса, получился поистине уникальным: ожившая книга, главный герой, превратившийся из обычного мальчишки в нарисованного мультипликационного персонажа, – всё это было необычным и почти волшебным для 1927 года.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Будущий мультипликатор был ещё совсем крохой, когда из семьи ушел отец. Мама же трудилась белошвейкой и не имела возможности каждый день брать с собой сына на работу, поэтому вскоре Ивана на воспитание взяли родственники. Старшая сестра мамы Евдокия была замужем за художником Константином Спасским, оказавшим огромное влияние на развитие и становление племянника.

Иван Иванов создал свой кукольный театр и увлечённо рисовал для него декорации. Одной из сказок, которую он ставил ещё в семилетнем возрасте, была «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина.

А в 1951 году Иван Петрович Иванов-Вано выпустил на экраны удивительную в своей образности мультипликационную сказку. В этот раз вдохновение для создания ярких персонажей и характеров мультипликатор и его творческая группа нашли в произведениях Виктора Васнецова.
Иван Петрович гордился своим творением, в сказке ему удалось показать волшебную атмосферу, эпическую силу богатырей и милую русскую красоту царевны.

«Снегурочка»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Сказка, снятая по одноимённой пьесе Александра Островского, была представлена на суд зрителя в 1952 году. Её выходу на экраны предшествовала не только долгая и кропотливая работа, но ещё и погружение режиссёра в ту атмосферу и обстановку, где создавал своё произведение автор. Иван Петрович отправился в усадьбу «Щелыково», смог побродить по таинственному заповедному лесу, увидеть Ярилину гору и сказочные поляны.

Ещё до завершения работы над мультфильмом режиссёра упрекали в том, что рисованные персонажи не смогут передать глубокое содержание пьесы и тот смысл, который вкладывал в своё произведение Александр Островский. Но Иван Иванов-Вано упорно продолжал начатое и смог достичь необходимой гармонии между диалогами и движением, создав цельную картину, дополненную удивительной музыкой Николая Римского-Корсакова.

«Левша»

Советские мультфильмы, на которых учился сам Уолт Дисней

Трудно себе представить, но свою идею создать мультипликационный фильм по повести Николая Лескова Иван Петрович вынашивал почти тридцать лет. Его притягивал сочный колорит русского сказа, невероятная чистота и сила любви к народу и уважение автора к простому русскому человеку, его таланту и сердечности, широте души и щедрости сердца.

До появления этого шедевра в 1964 году ещё никто не показывал в мультипликационном фильме развитие характера героя. Мультипликатору удалось создать сразу три изобразительные темы, которые развивали каждая свою линию. Необыкновенный колорит народного праздника нашёл свое отражение в ярких Тульских сценах, на создание ледяной чопорности дворца и показ внутренней опустошённости придворных творческую группу вдохновляла гравюрная иллюстрация, а вот зарубежные и корабельные сцены помогли прорисовывать старинные английские гравюры.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх