Непутевые заметки

159 962 подписчика

Свежие комментарии

  • Анна Романова
    Beautiful!Вечерний Париж, в...
  • Александр Фесенко
    Вот так вот и травят народ.Джамана — деревня...
  • Александр Фесенко
    Корнаухий отдыхает.Камчатка. Часть 2...

Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога

Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога

Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога

Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога

Источник: Жжурнал/photo_discovery

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

1.После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища.

 

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

2. Сибирский железнодорожный путь, впоследствии получивший название Транссибирской магистрали, при проектировании был разделён на семь участков, среди которых был Кругобайкальский, маршрут которого должен был пройти от Иркутска до пристани Мысовая (ныне город Бабушкин) на восточном берегу Байкала.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

3. Первоначальные изыскательские работы были проведены с участием А. И. Штукенберга в 1836—1840 годах. Окончательный этап работ по определению маршрута первого участка Кругобайкалки, от Иркутска до озера Байкал, был проведён в 1894 году.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

4. Окончательное решение о прохождении маршрута было принято комитетом по сооружению Сибирской железной дороги 9 июня 1901 года. Сметная стоимость строительства данного отрезка Кругобайкальской дороги составила 52,52 млн руб. Начальником строительства был назначен инженер путей сообщения Б. У. Савримович.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

5. Берега, представлял собой скалистую гряду с крутыми откосами, возвышающуюся над урезом воды на 270—400 м.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

6. По первоначальному плану, на участке от Слюдянки до П.Байкала было необходимо соорудить 33 тоннеля.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

7. Минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 м.

 

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

 

8. Технические условия при устройстве разъездов определяли пропускную способность дороги в 14 пар поездов в сутки.
Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

9. По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду). На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ.

 

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

10. С вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкалку называли «Золотой пряжкой стального пояса России».

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

11. Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911—1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкалки до 48 пар поездов в сутки.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

12. При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

13. В 1947—1949 годах была построена электрифицированная перевальная дорога Иркутск — Большой Луг — Слюдянка, заметно сократившая путь по сравнению с Кругобайкальской веткой. Основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

14. В 1950 году началось строительство Иркутской ГЭС. В связи с этим часть Кругобайкальской дороги от Иркутска до посёлка Байкал, проходившая вдоль Ангары, была разобрана в 1956 году и в этом же году затоплена при наполнении Иркутского водохранилища.

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

15. В итоге сформировался современный, «тупиковый» маршрут Кругобайкалки (Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал). Магистраль потеряла своё стратегическое значение, количество пар поездов на дороге резко уменьшилось, с тоннелей и мостов была снята охрана.

 

Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

 

16. В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.
Озеро Байкал | Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) (2010)

17. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км).

 

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх