15 занимательных фактов об Эстонии и эстонцах

Эстония не похожа ни на одно другое государство. Скромная по своим размерам и низкая по плотности населения, это очень красивая, самобытная страна, в которой скандинавский минимализм и передовые технологии встречаются с постсоветской ностальгией и европейским шиком.

Уникальная система общественного транспорта15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


В Эстонии практически невозможно проехать в автобусе зайцем, но вовсе не из-за строгих кондукторов или чересчур бдительных пассажиров. Дело в том, что с июля 2018 года проезд на общественном транспорте стал бесплатным почти на всей территории страны (программу поддержали 11 уездов из 15).
Таким образом властям удалось не только убедить людей перейти на более экологичные способы передвижения, но и простимулировать местную экономику. Люди, ощутив выгоду, стали чаще выходить из дома и тратить свободные средства на свой досуг: посещение кафе, магазинов и ресторанов.

Цифровое будущее уже наступило15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Эстония — одна из первых в мире стран, построивших полноценную электронную инфраструктуру и ставших настоящим раем для IT-сферы. В 15 лет граждане получают ID-карту — удостоверение личности, которое одновременно является паспортом, водительскими правами, средством подписи документов и голосования. Кроме того, в стране доступны сотни цифровых сервисов, благодаря которым можно за считаные минуты запустить стартап или заполнить налоговую декларацию. Даже заболев, эстонцы не бегают по аптекам с бумажными рецептами, расшифровать которые не под силу простым смертным: врач выписывает лекарства по интернету, и эта информация автоматически поступает в каждую аптеку.

Поймать Wi-Fi можно даже в глухом лесу15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Еще одна особенность, которой можно только позавидовать, — это развитая сеть бесплатных Wi-Fi-точек и доступ к быстрому мобильному интернету на всей территории страны. Сейчас в Эстонии создано более 1,3 тысячи бесплатных зон Wi-Fi (все они отмечены на карте), а беспроводной интернет доступен на 98 % территории страны. Иностранцев удивляет, что поймать бесплатный Wi-Fi можно буквально в любом месте, например в глухом лесу.

Перед входом в кафе или ресторан стоят уличные свечи15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Гид Виктория как-то спросила у своих подписчиков, знают ли они, что означают горящие свечи на улицах Таллина. Этот вопрос ей часто задают туристы. Ответить на него смогли только 10 % опрошенных. А ведь для местных жителей в этом нет ничего удивительного. Оказывается, с давних времен люди выставляют горящие свечи перед входом в жилище, чтобы сообщить путникам, что дом открыт и можно зайти на огонек. Сейчас этот обычай поддерживают в основном владельцы кафе и ресторанов, благодаря чему вечером атмосфера эстонских улочек становится еще уютнее.

Встретить трубочиста — хорошая примета15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Если эстонец вдруг встретит человека, у которого в одной руке огромный ершик, а в другой — маленькая гиря на цепи, он обрадуется. Ведь это специалист, встреча с которым сулит удачу, — трубочист. Нужно только вежливо поздороваться, попросить подержаться за пуговицу (для пущей надежности ее даже можно осторожно покрутить) и загадать желание. Сегодня в стране насчитывается около 300 профессиональных трубочистов.

Полиция работает мягко, но эффективно15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Полиция в Эстонии работает добросовестно и оперативно: на вызов приезжают буквально за 5–7 минут. Алексей, эмигрировавший в Таллин 6 лет назад, рассказал такой случай: «Пришли с женой и дочкой на детскую площадку. На скамейке сидит мужик. Перед ним мангал, мясо в кастрюльке и початая бутылка. Вежливо попросили удалиться, ведь буквально в 15 метрах есть небольшая зеленая зона. Он ответил, что ничего не нарушает. Хотел уже высыпать ему мангал на голову, но тут жена позвонила в полицию. Пока мы делали круг вокруг дома, приехал патруль и „уважаемому“ объяснили, что он не прав. Причем без штрафов и разборок. Просто попросили передвинуться, о чем мы и сами ему говорили. Так он и свалил, с мокрым мангалом и сырым мясом».

Удвоенные буквы — фишка местного языка15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Особенностью эстонского языка является то, что в нем постоянно встречаются слова, содержащие двойные гласные и согласные буквы, которые на письме занимают немало места. Например, впечатляющее выглядит слово-палиндром kuulilennuteetunneliluuk. Оно состоит из 24 букв и означает «заслонка, закрывающая путь пули».

В эстонском языке 4 времени, но будущего среди них нет15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Удивительно, но в эстонском языке нет будущего времени. Вместо него используют настоящее время или слово «начинать». Именно поэтому от эстонца, изучающего русский язык, часто можно услышать «я начинаю приезжать» вместо «я приеду». Кроме того, в эстонском нет и родов. Никаких. Совсем. Ни у существительных, ни у местоимений, ни у глаголов — такое вот равноправие. Так что проблемы гендерной лингвистики эстонцам чужды.

Сауной в квартире никого не удивить15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Сауна для эстонца то же самое, что и паб для англичанина, — место, где можно расслабиться после тяжелого дня, забыть про все проблемы, а еще завести приятные знакомства. Многие строят сауны прямо дома, в собственных квартирах, а кто-то даже умудряется переделать в сауну старую легковушку или целый грузовик. «Если вы входите в сауну, обернувшись полотенцем, в раздевалке смущаетесь, как подросток, а идея поплавать в замерзшем пруду после бани наводит на вас ужас, то, очевидно, вы не эстонец», — написал в интернете житель Эстонии.

Погода не радует постоянством15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Климат в Эстонии умеренный, но из-за влияния морских воздушных масс погода может меняться по несколько раз в день, особенно осенью и весной. На улице чаще всего идет дождь. Недавно один эстонский сайт опубликовал прогноз погоды с заголовком «Завтра синоптики обещают ветер и дряпню», имея в виду дождь со снегом. В эстонском для этого есть специальное слово — lörts. Среди местных жителей популярна шутка: «Лето было, но я в тот день работал».

Светоотражатель — обычная деталь гардероба15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Местные жители носят на своей одежде и сумках специальные белые кружочки — хелькуры, по-нашему светоотражатели. В 2011 году закон обязал всех граждан Эстонии носить светоотражатели в темное время суток. Дизайнеры постарались сделать хелькуры не только практичными, но и красивыми. Светоотражатели продаются в любых газетных киосках и супермаркетах и бывают самых разных видов: от простых геометрических форм до забавных мультяшных фигурок. А вот за отсутствие светоотражателя положен штраф до 40 евро.

Людей мотивируют отказаться от неэкологичных видов транспорта15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Эстонские власти горячо поддерживают инициативу отказа от загрязняющего окружающую среду транспорта и переход на более экологичные средства передвижения. Поэтому даже в небольших городах прокладывают велосипедные дорожки, расширяют тротуары и ставят специальные станции обслуживания для велосипедов. И вовсе не зря: воздух в Эстонии признан одним из самых чистых в Европе.

Эстония — мировой лидер по количеству топ-моделей
15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Не все знают, но Эстония занимает 1-е место по количеству топ-моделей на душу населения. На 1 миллион жителей приходится 73,88 звезды модельного бизнеса. Кармен Касс, Кятлин Аас, Кармен Педару — вот лишь несколько эстонских моделей, которые покорили своей красотой весь мир. Возможно, все дело в высоком среднем росте нации: у женщин он составляет 169 сантиметров, а у мужчин — 180 сантиметров.

Носить жену на руках — значит заниматься спортом15 занимательных факто об Эстонии и эстонцах


Чемпионат по переноске жен имеет в Эстонии немалую популярность, несмотря на то что был изобретен в Финляндии. И это понятно: эстонцы становились победителями в этом виде спорта 11 раз подряд, с 1998 по 2008 год. Участники, взвалив на себя на жен, должны преодолеть полосу препятствий длиной 253 метра. Самыми эффективными способами переноски считаются метод пожарного (через плечо) и «по-эстонски», когда женщина свисает с супруга вниз головой, положив ему ноги на плечи.

Главные черты эстонцев — индивидуализм и прагматичность


Чтобы лучше понять культуру и менталитет эстонцев, следует обратить внимание на их особое, трепетное отношение к земле. Это проявляется не только в заботе об окружающей среде, но и в бережном отношении к собственности. Эстонцы любят личное пространство: «мой дом», «моя деревня», «моя земля». Люди стараются держаться обособленно, не нарушать чужие границы. Несмотря на внешнюю замкнутость и даже угрюмость, в душе эстонцы, как правило, дружелюбны, спокойны и невозмутимы. Они не будут вести пустые разговоры из вежливости или задавать неуместные вопросы. Эстония просто рай для интровертов.
Читать далее →
Источник ➝

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Обычный, магнитный

Обыкновенный магнитный компас (компас Адрианова) знаком каждому школьнику. Положил на ладонь, отпустил стопор (арретир), дождался, пока стрелка покажет на север – и все дела! А в темноте он ещё и светится, что ужасно круто!

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Компас Адрианова

Существуют более сложные разновидности этого прибора – артиллерийский компас, горный компас, морской компас в кардановом подвесе.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Артиллерийский компас

Принцип работы у них у всех одинаковый – намагниченная стрелка поворачивается в магнитном поле Земли.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Горный компас

Достоинства у всех у них тоже одинаковые – конструкция простая, стоимость относительно невысокая, работать с ними легко.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Судовой магнитный компас

Недостатки у магнитных компасов тоже одни и те же. Во-первых, они «боятся» металлических предметов – показания компаса могут испортить обычные ножницы или нож. Они «сходят с ума» в местах магнитных аномалий (например, крупных залежей железных руд). Наконец, они показывают направление на магнитный полюс Земли, а не на географический – то есть далеко не всегда правильно указывают направление. В высоких широтах (например, в Арктике или в Антарктиде) магнитный компас «врёт» так сильно, что прокладывать по нему курс/путь становится нереально.

Индукционный, он же электромагнитный

В школе на уроках физики в 8 классе учительница показывает очень интересный опыт: берёт магнит, катушку из проволоки и эту катушку двигает вдоль магнита – и в ней откуда ни возьмись вдруг появляется электрический ток! Это интереснейшее явление называется электромагнитной индукцией – в проводнике, движущемся поперёк линий магнитного поля, возникает электрический ток.

Учёные подумали: «Но ведь корабль или самолёт тоже движутся внутри магнитного поля Земли! Значит, в катушке из провода внутри этого корабля или самолёта должен возникать слабый ток, причём его сила зависит от того, в какую сторону направлена катушка!». Так появился на свет индукционный компас – в нём используются две или три катушки, в которых ток «наводится» магнитным полем нашей планеты.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Индукционный компас

Главный плюс такого компаса – он не боится металлических предметов и деталей вблизи. Под такой можно сколько хочешь подкладывать топор – а он всё равно будет точно показывать направление! Главный минус – индукционный компас работает только в движении, причём желательно с высокой скоростью. Прочие минусы – требует электропитания, сложная конструкция и, как обычный магнитный компас, очень сильно «врёт» в высоких широтах.

Астрокомпас, он же солнечный и звёздный

Приблизительно определять направление «по солнцу» и «по звёздам» люди умели уже тысячи лет назад. Скажем, в полдень солнце показывает на юг. А ночью полярная звезда показывает на север. Нельзя ли на основе этого принципа сделать точные компасы, пригодные для лётчиков и судоводителей? – задумались специалисты. Оказалось, можно! Так появился на свет астрокомпас. Астрокомпасы бывают солнечные и звёздные.

Один из первых в нашей стране солнечных компасов («солнечный указатель курса», сокращённо «СУК») был установлен на самолёт АНТ-25, на котором лётчики Чкалов, Байдуков и Беляков совершили первый в мире межконтинентальный перелёт через северный полюс. Там, где магнитный компас не справлялся, солнечный компас отработал безукоризненно.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Солнечный компас

Основа любого астрокомпаса – подвижный визир и часовой механизм. Если астрокомпас солнечный, штурману достаточно указать широту, точное время и навести визир на солнце; в результате прибор тут же покажет точное направление на север и позволит установить нужный курс корабля или самолёта. Если астрокомпас звёздный, штурману нужно предварительно выбрать определённую яркую звезду (навигационную звезду) и настроить астрокомпас под её небесные координаты. Дальнейший ход работы полностью совпадает с солнечным компасом.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Звездный компас

Преимущества астрокомпаса понятны – он точен, он показывает истинный север, ему не страшны никакие магнитные аномалии или металлические предметы. Однако недостатки тоже есть – он довольно сложен в конструкции, для работы с астрокомпасом нужен опытный штурман, знающий звёздное небо. Астрокомпас не работает в условиях шторма, сильной болтанки и банальной облачной погоды. Если небо закрыто тучами – самый лучший астрокомпас становится бесполезным. Наконец, солнечный компас бесполезен ночью, а звёздный – днём, сами понимаете почему.

Гирокомпас, или что можно сделать из детской игрушки

Была ли у вас в детстве юла? Она же волчок? Да наверняка была – это одна из самых древних и популярных во всём мире детских игрушек. Даже в «Азбуке» какое слово на букву «Ю» всегда рисуют? Раскрути юлу – и она стоит ровно, не падает, сохраняет своё положение в пространстве, даже если её толкнуть или осторожно перенести в другое место…

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

«У Юры была Юла». Казалось бы, при чём тут компас?

«А нельзя ли свойство юлы удерживать постоянное направление использовать для определения направления на север?» – подумали изобретатели. Дело было не простое и успехом увенчалось далеко не с первой попытки – но в результате на свет появился «компас-юла». Научное название юлы – гироскоп, поэтому новый прибор назвали гирокомпас.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Гирокомпас в разрезе. Видна «юла» в кардановом подвесе

Внутри гирокомпаса – массивный быстро вращающийся ротор в кардановом подвесе. Ротор стремится сохранять положение в пространстве. Но ведь наша с вами Земля тоже вращается, верно? Поэтому угол наклона ротора в подвесе постепенно изменяется. Если специальным противовесом перевести ротор в горизонтальную плоскость, он как бы сам по себе медленно повернётся и укажет нам на север – то есть ось его вращения встанет в плоскости оси вращения Земли. Сложно, но эффективно.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Современный судовый гирокомпас

Достоинства гирокомпаса – он показывает истинный север, ему не страшны магнитные помехи, он не зависит от погоды или времени суток. Недостатки? Он требует электропитания, он очень тяжёлый (больше 25 килограммов!), он сложен в обращении и настройке.

Радиокомпас, или сплошная автоматика

Сразу после открытия радио в конце XIX века учёным стало ясно, что радио можно использовать для определения пеленга – то есть направления на источник радиосигнала. Достаточно создать поворачивающуюся антенну – если развернуть её к источнику «лицом», сигнал будет самым сильным, если повернуть «боком», то самым слабым. Если установить на земле постоянно работающий радиопередатчик (радиомаяк), а вращающуюся антенну и приёмник поставить на корабль или самолёт, то штурман, зная частоту радиомаяка и его координаты (из специального справочника), может быстро определить направление на маяк – и, соответственно, направление на север и курс судна. Созданное устройство назвали автоматическим радиокомпасом.
Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

Циферблат радиокомпаса. Обратите внимание, тут две стрелки для двух радиомаяков

Автоматический радиокомпас – штука очень удобная. Достаточно просто задать частоту и «поймать» сигнал маяка, а дальше радиокомпас сам определит направление и покажет верный курс пилоту на приборной доске. Сейчас по всей Земле установлены тысячи радиомаяков, позволяющих судам и самолётам уверенно держать курс даже в самую ненастную погоду. Работа с радиомаяками настолько удобна и эффективна, что даже появившиеся в последние 30 лет навигационные спутниковые системы GPS и ГЛОНАСС не смогли их вытеснить.

Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все
Панель управления современным цифровым радиокомпасом

Достоинства радиокомпаса – удобство, автоматический режим работы, высочайшая точность. Недостатки – требует электропитания, а главное – требует «видимости» хотя бы одного радиомаяка. Если из-за атмосферных помех (например, во время гроз или магнитных бурь) или дальности ни один радиомаяк «не слышен», радиокомпас превращается в бесполезный набор металла и электроники.

Что лучше?

Нетрудно догадаться, что у всех типов компасов есть как достоинства, так и недостатки. Именно поэтому на всех современных судах и самолётах такие системы дублируются, иногда многократно. Например, на судне может стоять и проверенный столетиями магнитный компас, и гирокомпас, и радиокомпас, и астрономический компас, и ультрасовременный GPS-навигатор – причём хороший штурман (и капитан тоже) просто обязаны уметь обращаться со всеми этими приборами. Выйдет из строя один – воспользуемся другим, не уверены в показаниях вот этого – сравним с показаниями вот того. Глубокие разносторонние знания – вот основа безопасности вождения судов и самолётов, даже в наш компьютерный век. Автоматическая прокладка курса – это хорошо, но автоматику тоже необходимо постоянно проверять и перепроверять человеку! Иначе может случиться беда – скажем, как с круизным лайнером Costa Concordia в 2012 году.
Разновидности компасов, и почему на корабле нужны все

 

 

Герой Советского Союза Геннадий Гордополов - из пулемета сбил фашиста на высоте 600 метров

Герой Советского Союза (1943). Майор.

Родился в 1913 году в городе Улала (сейчас Горно-Алтайск). Умер в 1982 году в поселке Майна в Хакасии.

После окончания неполной средней школы и до призыва в армию в 1935 году Геннадий Дмитриевич работал каменщиком. Служил в кавалерии в Забайкальском военном округе, в 1938 году окончил курсы младших лейтенантов, стал кадровым военным, командовал взводом, ротой, руководил полковой школой. С февраля 1943 года старший лейтенант Гордополов — командир роты 43 Даурского стрелкового полка 106 Забайкальской стрелковой дивизии на Центральном фронте.

22 мая 1943 года в районе деревни Озерки старший лейтенант Гордополов огнём из ручного пулемета подбил вражеский самолет-бомбардировщик на высоте 600 метров. Самолет в воздухе загорелся и упал в 12 км от района обороны батальона в расположении наших войск. Экипаж самолета погиб. За сбитый вражеский самолет офицер был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В июле во время дальнейшего наступления полка 4 рота возле одной из деревень наткнулась на мощный танковый заслон. Геннадий Гордополов, взяв с собой сержанта Белякова, под огнём подобрался к вражеским танкам и забросал их гранатами. Два танка загорелись, экипажи танков Гордополов и Беляков забросали гранатами и расстреляли из автомата. Рота продолжила наступление. За этот подвиг Геннадий Гордополов 14 августа 1943 года был награжден орденом Красной Звезды.

В октябре 1943 года 106-я Забайкальская стрелковая дивизия 65-й армии Центрального фронта, где капитан Гордополов был заместителем командира батальона 43-го стрелкового полка, подошла к Днепру. Необходимо было форсировать и захватить плацдарм на правом берегу реки. 15 октября 1943 года 43-й стрелковый полк получил приказ о начале переправы. Капитану Гордополову предстояло с группой бойцов в качестве передового десанта высадиться на высоком правом берегу Днепра, захватить плацдарм, укрепиться на нём и обеспечить переправу основных сил. Возглавив десант, Геннадий Дмитриевич, несмотря на огонь противника, успешно форсировал Днепр в одном километре юго-западнее села Каменки Черниговской области. В ходе сражения за расширение плацдарма десанту очень мешала высота, занятая противником в районе поселка Лоев. Выполняя приказ капитана Гордополова, бойцы подпустили атакующих гитлеровцев как можно ближе и по команде открыли огонь. Практически в упор, с короткой дистанции, наступавший враг был расстрелян. После этого передовой отряд пошёл в контратаку на высоту, где стояла батарея 37-миллиметровых зенитных орудий. Захватив пушки, бойцы развернули их в сторону противника и открыли ураганный огонь, выбивая врага с занимаемых позиций. Так подразделения полка сумели с наименьшими потерями форсировать Днепр.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года Геннадий Дмитриевич Гордополов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В бою капитан получил тяжелейшую контузию и оглох. После лечения трижды раненного офицера комиссовали и отправили в Читинскую область начальником заставы на советско-монгольскую границу. Позже назначили председателем колхоза «Путь Ильича».

День рождения Героя! - 11 Апреля 2018 - Саяногорский Краеведческий ...

Позже семья Гордополовых переехала в село Майна недалеко от Саяногорска. Геннадий Дмитриевич работал бригадиром бетонщиков на Саяно-Шушенской ГЭС. После выхода на пенсию вел активную военно-патриотическую работу среди молодежи.

Похоронен на кладбище поселка Майна.

Награжден медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Германией».

Звезда Героя за отвагу и личный героизм при форсировании Днепра ...

 

Спасибо

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх