Непутевые заметки

159 963 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Чумак
    Да! Это действительно чудо из чудес земное!!!.Из первых уст: со...
  • Анна Романова
    Beautiful!Вечерний Париж, в...
  • Александр Фесенко
    Вот так вот и травят народ.Джамана — деревня...

Египет-взгляд велосипедиста. (октябрь 2010 г)

 Сказать, что Египет не велосипедная страна значит, ничего не сказать.
Жарко, не просто жарко, а очень жарко. С марта по октябрь включительно, дневные температуры легко переваливают за 30-35 градусов. Плюсом постоянно дует сильный ветер. В таких условиях ездить, конечно, можно и нужно, но умеренно, четко рассчитав свои силы и главное условие- наличие воды с собой.
В пустыне, вы не поверите, нет ни воды, ни тени.

На этот раз летел на «Трансаэро». Единственное условие провоза велосипеда – уведомление перевозчика за сутки перед вылетом о негабаритном грузе.
Чартерный рейс- самолет «Боинг» 747-200. Это гигантская двухпалубная машина, взлетная масса около 340 тонн, любовно прозванная создателями «Джамбо» (слоник).
И туда и обратно летел в кресле около иллюминатора, с увлечением разглядывая, медленно проплывающие внизу, нереально завораживающие, светящиеся города, поселки, развязки дорог.
Была небольшая заминка в аэропорту при возвращении. Египтяне решили перестраховаться и стали настаивать на разборке велосипеда. Но вовремя появившийся ангел хранитель в лице молодой девушки из «Трансаэро» вмиг решил проблему, и байк взяли в собранном виде. Так что, на всякий случай, нужно иметь ключи, что бы снять педали и повернуть руль.



Изначально, была куплена путевка, без претензий, на 13 дней.
Отель трешка Sun Rise в районе Старого рынка, в котором я как бы и не собирался жить.
Но климат, а точнее температура внесли свои корректировки. Ездил в районе Шарм эль шейха по 60-80 км за раз, далеко не отъезжая от воды.
Всегда закладываю в путешествия много вариантность, поэтому планы поменять был внутренне готов.

О движении, дорогах и местных водителях.

Дороги в нашем понимании очень хорошие, сухой жаркий климат способствует сохранению всего, начиная от пирамид и мумий, кончая автомобилями и дорогами.
Проблема мусора существует повсеместно и на дорогах тоже. По грязи кое-где египтяне даже нас переплюнули.
Итак, правила движения.
Их нет.
Нет деления на главную и второстепенную дороги, знаков минимум, нет пешеходных переходов, поворотниками почти не пользуются. Представьте Каир с населением 23 миллиона человек, и огромным количеством машин. Там нет светофоров!
Вы скажете, как это может быть? А вот так. На удивление машины как то ездят, хотя можно сказать весь Каир сплошная пробка. Перекрестков практически нет, а там где есть все равно налево не повернуть. Повсюду так называемые U развороты. Это значит, чтобы повернуть налево, нужно сначала повернуть направо, проехать 500-800 метров, как то перестроиться в левый ряд, а уж потом развернуться и ехать обратно, эти же 500-800 м, и только потом опять повернуть направо. Идея конечно интересная, но для вело как то не подходит. Бензин дешев - на наши деньги 10 рублей за литр, вот люди катаются туда- сюда. Я сперва пытался ездить, как привык, требовал уступать себе дорогу. Потом понял - бесполезно, раз правил нет, нечего требовать. Процесс разъезда иногда превращался в целую церемонию. Водитель, улыбаясь, показывает жестом – мол, проезжай. В ответ ты киваешь, с благодарностью, принимая предложение.


О торговле и ценах.

На востоке традиционно торговля занимает особое место, Египет не исключение. Торгуют все от мало до велика. Порой это единственный способ хоть что-то заработать.
Что нужно сказать? Цены на товар для туриста как бы нет - она договорная в каждом конкретном случае. О назойливости местной торговли ходят легенды.
Вывод. Торгуйтесь, торгуйтесь и еще раз торгуйтесь, это часть самобытной местной культуры. Иногда цену можно сбить в 1.5 -2 раза. Но есть нюансы, если вступить в диалог с продавцом и ничего не купить могут обидеться, хотя все индивидуально и зависит от человека. Один раз, мне хозяин магазина подарил папирус с гороскопом и моим именем на арабском просто так за разговор. Мы обсуждали древние головные уборы. Меня это тема давно интересует.
Ну и велосипед выручал не раз. Его упорно у меня хотели купить. Я как бы поддавался на провокации о продаже и попутно выуживал у них то, что мне нужно. Ну а если дать прокатиться, тут уж все и дискаунт, и чай и кальян по желанию.
Цены.
1 фунт примерно 5 рублей, 1 доллар 5, 67 фунтов
Вода - в больших объемах по 1 фунту за литр. (это важно, без нее никуда, из водопровода пить нельзя, настоятельно рекомендуют даже зубы не чистить с водой из под крана)
Сладкая газировка- 4-6 фунтов за литр.
Гамбургер-6-15 фунтов.
Поесть в ресторане от 10-15 $ ( по минимуму)
Переночевать в отеле от 10$
Дыня- 5 ЕР за килограмм.
Бензин -1.8 ЕР за литр (около 10 р \литр)
Такси 20-40 ЕР по городу, ночью цены растут, раз в пять.
Микроавтобус по городу 1-5 ЕР
Экскурсии от 50$ (Каир-пирамиды) , от 100$ (Израиль-Иерусалим). (см фото)
http://foto.mail.ru/mail/grey672002/116/187.html
Летает самолет в Луксор.
Развит дайвинг, на каждом углу предлагают понырять с аквалангом и без.
Понырять действительно стоит. Вдоль всей Шармы тянется коралловый риф необычайной красоты, обильно заселенный тропическими разноцветными рыбами. Кто нырял знает. Описать сложно.
Но море само по себе не бодрит и не освежает, такая теплая, соленая ванна с рыбами.

Экскурсия на гору Синай.

http://foto.mail.ru/mail/grey672002/117/slideshow

Историческая справка
« Гора Синай, высота 2286 м (ивр. הַר סִינַי‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей (Исх.24:18, Исх.33:20-23). На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы.[1] С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.»

Привезли ночью на автобусе, высадили спросонья. Холодно, не зги не видно, бедуины бегают озабоченно, кричат чего-то на своем. Вокруг угадываются силуэты гор, сверху шикарное звездное небо. Нашел ковш большой медведицы, он там не лежит как у нас а стоит на ручке, определил где север, усе норм - Родина там. Раздали фонарики, представили проводника. Вперед! Пошли.
Оказалось достаточно сложно спросонья, куда-то там карабкаться, бедуины с верблюдами шныряют туда-сюда, предлагают услуги, под ногами верблюжьи сбросы.

Анекдот в тему
Спускается Моисей с Горы:
- Евреи, у меня для вас две новости, одна плохая, другая хорошая, какую сначала?
- Давай хорошую.
- Сошлись на десяти...
- Ооо, ну давай теперь плохую.
- Прелюбодеяние пришлось оставить...

Поднимались часа три с половиной. На верху столпотворение, верующие молитвы читают неистово, любопытствующие пытаются занять место для обзора получше.
Рассвет….Солнце выпрыгивает как мячик. Перед глазами предстает завораживающая панорама гор и долин. Местность действительно необычная. Скалы, камни, гроты нагромождены, так, как будто действительно некий создатель хотел, что-то художественно выразить. Если иметь немного воображения разглядеть можно все что угодно, и все это в большом масштабе, Церетели отдыхает. Спускались обратно по монашеской тропе. Виды изумительные. (см. фото)

http://foto.mail.ru/mail/grey672002/117/slideshow

Внизу монастырь Святой Екатерины. В 9 часов открывают малюсенький вход. Шум, гам, толпа туристов пытается протиснуться внутрь. Индийцы с арабами эмоционально спорят, кто первый… Ни какой благодати. Хотя место действительно великое, здесь находится неопалимая купина, и колодец Моисея. После этого Я решил не ездить в Иерусалим.
Туризм это все таки не то, туризм это бизнес, посмотрите направо, посмотрите налево, побыстрее, пожалуйста. Следует ехать туда паломником, желательно часть пути своим ходом, чтоб прочувствовать историю места и величину события.
Египет хорошая стартовое место для посещения сразу трех стран - Сирия, Израиль и Иордания. Причем, очень за недорого от 80 до 250$ за краткий автобусный тур. Многие наши туристы этим пользуются.

Пирамиды.

http://foto.mail.ru/mail/grey672002/353/slideshow

Пирамиды это мечта детства. В последнее время интерес еще более усилился. Повлиял вал информации из интернета и кабельного ТВ. Особо задели расследования наших соотечественников и отснятый ими фильм «Цивилизация богов».
Если отбросить излишний пафос и домыслы, в сухом остатке Скляров-сотоварищи накопали в открытом доступе следы технологий, которыми древние египтяне ну не как не могли владеть. Например, сверление дырок в граните со следами резца, перемещение и обработка гигантских массивных блоков по 3-4 метров в длину и сечением 1.5 м на 1.5, базальтовый пол выровненный после укладки (циклевка).
В Баальбеке лежит обработанный «кирпичик» размером с вагон.

Пирамиды находятся на окраине Каира. Появляются неожиданно и сразу приковывают внимание своими размерами. На осмотр дали час времени плюс 40 минут на Сфинкса. Челюсть у меня отпала, пока смотрел на пирамиду Хеопса, полчаса как миг пролетел.
Кстати, как бы и ничего особенно. Камни – известняк, размеры небольшие 0.9*1.2 на 1.5 метра, все разные, положены кое-как не впритирку. Если иметь много народу и прочих ресурсов, можно построить лет за 20 . Колесо древние египтяне знали, веревки умели плести, да и еще много чего. Трудно отыскать то чего у них не было. Может интернета?
Хотя кто их знает.
Пирамида действительно могла, как говорят, строить сама себя с помощью, например противовесов и блоков, перекинутых по периметру. В качестве противовесов могли использоваться, например мешки с песком.
Мешки мог подымать один – два человека. Если с одной стороны выложить 10 мешков на противовес, то с другой стороны можно поднять один известковый блок.
Не суть, теорий строительства существует очень много.
Времени мало, бегу ко второй пирамиде - Хефрена. Здесь уже интереснее. Весь низ выложен большими гранитными блоками по прикидкам примерно 2*2*4 метра. Гранит не песчаник, обработать его в таких масштабах даже с современными технологиями задача не простая.
На третью пирамиду - Миккерена времени не хватило, а жаль, она хоть и маленькая, по технологии самая интересная.
Но больше всего впечатлила кладка углов в храме у Сфинкса. Как бы камни были сначала уложены, а потом аккуратно вырезан угол, как ножом по пластилину. При этом получается загиб буквой Г в кладке угла. (см фото). http://foto.mail.ru/mail/grey672002/353/410.html
Чтобы делать такие вещи нужно владеть чрезвычайно мощной и простой техникой обработки гранита.

Культура.

Египет - традиционная страна. Мне показалось, почти все держится на исламе и местных традициях. Социального равенства в нашем понимании нет. Государство осуществляет общую внешнюю политику, охраняет границы, содержит армию. А в остальном люди предоставлены сами по себе.
Жилья вроде строится много, есть ипотека, но в Каире очень много пустых зданий с грязными окнами, без жильцов. Здравоохранение и образование частно- государственное и находится не в лучшем виде. Со слов гида - лучше не болеть. Грамотность среди взрослых около 50%. Правил движения по дорогам нет.
Женщины ограничены в правах. Причем, скорее всего на государственном уровне дискриминации нет. Однако, если девушка будет нарушать не писанные и писаные правила, у нее не будет ни каких шансов выйти замуж.
Многоженство практикуется, особенно у бедуинов. Два верблюда стоит просто жена, за красивую и знатную придется выложить 12 верблюдов. Сами арабы обычно платят золотом, около 100 грамм за женщино-штуку. Если перевести на рубли это 160 тыс рублей. или около 5 тыс $. Для египтянина это немаленькая сумма.
В полицию или в другие государственные органы туристов настоятельно просят не обращаться. Как бы бесполезно.
При таких раскладах примерно треть населения занимается торговлей, еще треть работает в охране.
Посты полиции, армии на дорогах в Шарме через каждые 2-3 км. Отели охраняются отдельно, частными структурами. Причем, около каждой двери или дырки в заборе обязательно сидит охранник. Если увидели в пустыне ворота, значит, ждите или проверку документов или деньги за проезд попросят. Доходило до смешного, при поездке на мыс Рас Муххамед , это примерно 70 км туда и обратно , 4 (четыре) раза проверили документы и один раз попросили заплатить 5 фунтов за проезд. Паспорт наряду с водой и кремом для защиты от солнца на выездах обязателен. На постах, как обычно, военные с шутками прибаутками, спрашивают, не в розыске ли, нет ли наркотиков, куда едите, не из Израиля ли? Но русских любят, на трассе, ни разу не завернули. А вот по грунтовым дорогам сложнее, иногда не пускают. Впрочем, наверно они правы, на севере Шарм эль шейха упираешься в табличку «Осторожно мины». Эхо Арабо-Израильской войны 1974 года. Синайский полуостров – вообще отдельная территория, которую Израиль в 80-х вернул Египту. Египтяне не имеют право иметь там постоянное жилье. Коренными жителями считаются бедуины. Все туристические зоны обслуживаются по вахтовому методу, причем исключительно мужчинами.
Есть отдельная туристическая полиция.

Египтяне в целом дружественный нам народ впрочем, как многие другие. На счет культуры и образа жизни я б не стал делать поспешных выводов. У нас свои тараканы у них свои.


Картина дня

наверх